5 простых правил, как научиться говорить красиво

Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно

Как показывает жизнь, каждый из нас способен поддерживать профессиональную беседу на 1, максимум 2-3 темы, в которых он способен ощущать себя, как «рыба в воде». Все остальное мы хватаем по верхам, стараясь больше молчать или кивать и улыбаться в разговоре с серьезным собеседником, отлично «плавающим» в теме.

А вот Ларри Кинг способен говорить обо всем. И слышали об этом человеке даже те, кто ни разу в жизни его шоу не смотрели. Данное пособие «по болтовне» от Кинга будет интересно всем, благодаря его применимости абсолютно во всех культурах и на всех континентах, несмотря на то, что все приведенные примеры в книге – «родом из США».

Как расширить словарный запас

На лексикон огромное влияние оказывают сфера деятельности, круг общения, бытовые условия. Словарный запас увеличивается, если выйти за границы своего окружения, изменить круг общения, место жительства или работу. Увеличение именно активного словарного запаса полезно для общего развития. Для увеличения активного словарного запаса необходимо выполнять следующие рекомендации, разработанные специалистами.

Больше общаться

Важно как устное общение, так и письменное, ведь лексикон — это инструмент любого общения. Развивая навык общения, мы невольно развиваем и сам инструмент. Срабатывают два приема

Мы перенимаем новые слова от своих собеседников и сами стараемся чаще применять новые слова, чтобы максимально точно передать информацию. Так активный словарный запас пополняется словами из пассивного «архива»

Срабатывают два приема. Мы перенимаем новые слова от своих собеседников и сами стараемся чаще применять новые слова, чтобы максимально точно передать информацию. Так активный словарный запас пополняется словами из пассивного «архива».

Больше читать. Не лучшего источника информации, а значит, потенциала для роста словарного запаса, чем письменный текст. В зависимости от того, каких слов не хватает в лексиконе, следует читать классическую литературу или специальные справочники. Классика хороша для обогащения словарного запаса словами, пригодными для общения в любой ситуации. Классическая литература — настоящая сокровищница для того, чтобы пополнить свой словарный запас лексическими единицами, с помощью которых не стыдно будет общаться и с королевой. Если доведется, конечно.

Современная российская проза дает возможность пополнить словарный запас современным сленгом. Читая криминальное чтиво от многих дам-писательниц, легко расширить границы активного словарного запаса из тезауруса Эллочки-людоедки. Небесполезный навык, если учесть, как разговаривают некоторые современные дамы.

Научная фантастика обогатит словарный запас для бесед с людьми из околонаучного окружения, либо для того, чтобы с легкостью производить впечатление на неискушенных собеседников своими «глубокими» знаниями научного предмета. Чтобы действительно разбираться в каком-либо вопросе или хотя бы расширить свой словарный запас для общения с действительно знающими людьми, следует читать научную литературу, специализированные журналы и справочники.

Чтобы увидеть реальный результат, необходимо читать не менее часа ежедневно. В этом смысле чтение работает по тому же принципу, что и тренировка в спортзале.

Чтение вслух, проговаривание усиливает эффект, способствует более быстрому запоминанию новых слов.

Внимательно слушать собеседников, или радио — еще одно полезное занятие для расширения активного словарного запаса. Это особенно актуально для так называемых «аудиалов» — людей, кто лучше всего воспринимает и запоминает информацию на слух.

Важно не только узнавать новые слова, но и запоминать их. А лучший способ запомнить — пересказать самому. Нужно пересказывать все, что было прочитано или услышано, стараясь максимально близко сохранить лексикон источника информации

Многие жалуются на «плохую память», но эта проблема решаемая. Тренирует память заучивание стихов. К слову, стихи отлично пополняют словарный запас не хуже, а иногда и лучше прозы

Нужно пересказывать все, что было прочитано или услышано, стараясь максимально близко сохранить лексикон источника информации. Многие жалуются на «плохую память», но эта проблема решаемая. Тренирует память заучивание стихов. К слову, стихи отлично пополняют словарный запас не хуже, а иногда и лучше прозы.

Активный словарный запас не должен ограничиваться только одним языком. Знание иностранного языка позволяет существенно расширить границы своего родного. Русский язык содержит около полумиллиона слов, примерно десятая часть из них — заимствованные из других языков. А если выучить еще и английский, например, то можно существенно увеличить свой словарный запас. В английском языке около четверти миллиона слов, и иметь богатый английский тезаурус почти вдвое легче, чем русский!

Хороший способ пополнить свой активный словарный запас — вести дневник. Это отличная альтернатива переписке с живыми людьми или активной жизни в соцсетях и на форумах. Специалисты отмечают, что это не самый эффективный способ увеличения активного словарного запаса, но он работает значительно лучше, чем вообще ничего.

В обычной жизни многие люди с пренебрежением относятся к кроссвордам, головоломкам, сканвордам и другим лингвистическим играм. Однако они отлично тренируют память и позволяют расширить словарный запас.

Способ 4: Фристайл

Известный российский репер Noize MC советует отличное упражнение, помогающее освободить сознание и понять, сколько новых слов появилось в активном словарном запасе. Выполнять упражнение просто: каждое утро начинайте с записи потока мыслей. Возьмите 3 листа бумаги и пишите все, что пришло в голову. Не пытайтесь призвать мысли искусственно или облагородить запись. Не ставьте запятые, точки, тире. Просто пишите слова. После передохните, выпейте Глицин D3 и займитесь насущными делами.

Мы не случайно упомянули про Глицин D3. Принятый утром, он обеспечивает энергией на целый день. Помогает сосредоточиться и выполнить дневные задачи со стопроцентной эффективностью.

Через 4–5 часов выделите время на анализ утреннего фристайла. Обведите слова, которые выучили недавно. Теперь, когда вы будете выполнять упражнение «Комментирование», описанное в первом способе, исключите эти слова и замените на новые. Если они появились в потоке сознания, значит, закреплены достаточно для того, чтобы блистать в любом диалоге.

Все способы направлены на быстрое увеличение словарного запаса в общении. Используйте их постоянно, и через полгода вы не узнаете свою речь. Хорошего дня!

Фраза «У меня нет слов» нередко имеет не только иносказательный смысл. Как часто мы произносим это фразу совсем не тогда, когда переполняющие эмоции перекрывают фонтан красноречия, а когда действительно сложно подобрать именно те слова, которые максимально точно передают конкретную мысль! Когда фраза «у меня нет слов» возникает слишком часто, следует подумать об увеличении словарного запаса.

Словарный запас обозначается словом «лексикон». Это не «архив», где хранятся все понятия и определения, которые знает тот или иной человек. Это совокупность всех слов, которые в ходу у определенной группы людей или конкретного человека.

Владеть лексиконом и пользоваться им — это разные понятия. Можно узнавать слова в тексте или устной речи, при это самому их не использовать. По этой причине весь лексикон условно делится на три группы.

Активный словарный запас — этот тот объем слов, которые человек регулярно слышит и употребляет, не задумываясь, которыми человек пользуется постоянно в быту, в обычной жизни. Активный словарный запас предполагает, что употребление слов, входящих в его состав, не требует никакого умственного напряжения, потребности вспоминать значение или произношение.

Пассивный словарный запас — весь круг слов, которые знакомы и понятны, когда встречаются в письменной или устной речи, однако обычно не используются. Слово «запас» наилучшим образом характеризует смысл пассивного словарного запаса. Этот тот «архив», из которого человек в случае необходимости может вспомнить слово, выудить из глубин мозга. Пассивный словарный запас в несколько раз обширней активного.

Внешний словарный запас — словосочетание из области пассивного словарного запаса. Понятием оперируют, в основном, в психолингвистике, когда необходимо обозначить круг слов, незнакомых конкретному человеку, какие-либо слова, которые относятся к узким отраслям человеческих знаний: научные и профессиональные термины, устаревшая лексика и прочее.

Различия между эти разными видами условные, постоянно меняющиеся с возрастом, развитием личности, сменой внешнего окружения. Особенно сильно словарный запас увеличивается с возрастом. Среднестатистический первоклассник постоянно использует порядка двух тысяч слов (что относится к активному словарному запасу), к окончанию школы он свободно владеет примерно пятью тысячью слов. Пять-шесть тысяч слов — средняя величина активного словарного запаса человека.

Обучение в вузе позволяет увеличить словарный запас вдвое, из которых половина, а иногда и больше приходится на пассивный словарный запас: новые специальные термины прочно залегают в голове и вынимаются оттуда только по необходимости. Многие эрудиты могут знать и 50 тысяч слов, однако в активном использовании у них остаются все те же 5-6 тысяч.

Полезные материалы по теме

Если вы учитесь в школе, я могу вам предложить четыре бесплатных электронных пособия по русскому языку. Это справочники для подготовки к разным видам контроля – ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. Их составляли обычные учителя. Там есть системное объяснение грамматики и рекомендации о том, как сформировать хороший словарный запас для сочинений.

Чтобы получить пособия – укажите свой электронный адрес на этой странице, архив с пособиями отправится вам автоматически.

Еще я вам рекомендую зарегистрироваться на проекте Викиум. Он посвящен саморазвитию и там почти все материалы полностью бесплатные. Вот несколько тренажеров, которые помогут вам быстрее расширить словарный запас:

Мастер слов. Тренажер будет генерировать игровые задачи, для решения которых нужны будут разнообразные слова. Он поможет вам быстрее подбирать нужное слово, эффективнее «схватывать» текстовую информацию

Плюс, здесь развивается абстрактное мышление и внимание.
Журналист. Программа направлена на развитие разных навыков работы с текстом

Вы будете учиться подбирать синонимы и антонимы к предлагаемым словам, понимать их семантические связи (то есть сходства и различия в значении). Тренажер также направлен на формирование умения правильно строить предложения, логично выражать свои мысли.
Анаграммы. Вы будете разгадывать анаграммы из русских букв. Задания бывают как простые, так и сложные. Чтобы справиться с каждым заданием, надо будет перебрать в голове несколько возможных слов. Эта работа заставит вас серьезно напрячься и сосредоточиться.
Писатель. Вы потренируетесь создавать грамматические конструкции, сортировать разнородные понятия. Есть задания на правила словоупотреблений – чтобы с ними справиться, вам придется вникнуть в особенности стилистической окраски и оттенки значений слов.
Редактор. Вы будете учиться ясно и четко формулировать свои мысли, переключаться с одних вербальных категорий на другие. Тренажер также развивает внимание и коммуникативные навыки.
Картина слов. Тренажер помогает подбирать ассоциации к словам и «закреплять» каждое новое слово в памяти. Развивает как навыки работы с текстом, так и общий навык запоминания.
Проверка чтения. Тоже рекомендую вам эту программу. В ней вы потренируетесь читать на скорость и анализировать, всё ли из прочитанного вам было понятно.

Регистрируйтесь и занимайтесь в свое удовольствие.

Посмотрите видеоролик Николая Ягодкина о том, в чем разница между активным и пассивным словарным запасом. Николай является создателем учебного центра Advance-club, где очень много развивающих материалов – в целом по учебе, по изучению английского языка, математики и других дисциплин.

Дикция

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Если дикция хорошая, то это благоприятным образом сказывается на восприятии человека окружающими людьми. Чтобы обрести понимание, как научиться грамотно вести диалог и разговаривать с людьми, следует изучить вопрос правильной дикции.

Она, как правило, не бывает четкой от природы. Ее возможно улучшать, как в детстве, так и во взрослом возрасте. Актерам, например, необходимо обладать отличной дикцией, поскольку от этого будет зависеть успех в карьере.

Все актеры должны обладать хорошей дикцией

10 упражнений для развития дикции:

С орехами, конфетами во рту. С предметом язык не должен соприкасаться, его держат только зубы. Произносить сначала согласные звуки, затем – слоги с гласными, после – слова.
Скороговорки

Акцентировать внимание на «проблемных» сочетаниях звуков.
Артикуляции звуков «ш-ж», «к-г».
Отработка звука «ц». Например, цапля – сабля.
Сначала медленно, затем быстро произносить сочетания букв: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ.
Сначала медленно, затем быстро произносить слова: бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен.
Тренировать произношение согласных в сочетаниях «к-к» (к Кларе), «в-в» (верх – вверх).
Проработать звуки в форме игры звука, например, «забивать гвозди», при произношении реплик: гбду, гбды, гбдэ.
Отрабатывать звуки в определенных конструкциях, например, яшма в замше замшела.
Сначала медленно, затем быстро, но отчетливо произносить слова, следить за «трудными» стыками звуков: воспользовавшемуся, ревербератор, территориальная целостность.

Выражаем мысли правильно и красиво

Чтобы предложения человека получались красивыми и правильными, ему следует избавиться от слов-паразитов, научиться пересказывать прочитанное или услышанное. Тренироваться в этом можно ведением дневника или личного блога.

Избавление от мусорных слов

Речь людей захламляют такие слова-паразиты, как: это самое, вот, как бы, типа, короче. Их вставляют в речь, чтобы заполнить паузу. С ними нужно бороться, чтобы высказывания не были бедными. Лучше взять паузу, подумать, какое слово можно вставить в фразу. За каждую сказанную мусорную фазу следует кидать в копилку монетку или купюру, это принесет пользу. Заметить сразу слова-паразиты нелегко, поэтому можно попробовать записать свою речь на диктофон и прослушать монолог.

ЧИТАТЬ Как научиться красиво говорить: техники, методики и советы

При возникновении чувства, что сейчас вырвется ненужная лексика, стоит сделать большой вдох. Этот прием помогает построить качественную фразу. Избавиться от слов-паразитов помогут близкие люди (друзья, родственники). Их задача заключается в том, чтобы они выслушали монолог оппонента во время беседы, подсчитали количество лишних слов, помог скорректировать текст. После другой попытки число ляпов должно уменьшиться.

В дальнейшем можно попросить товарища, чтобы он при каждом услышанном слове-паразите толкал собеседника. Тот в свою очередь, должен остановиться, вдохнуть и подобрать подходящее по смыслу слово. Такие упражнения помогут сделать речь чистой.

Личный блог или дневник

Ведение дневника или блога позволяет правильно подбирать слова при написании текста. Можно описывать события, цели, желания, мнение, даже рассказы. Делать это лучше каждый день. Желая обогатить и повысить свой лексический запас, следует перечитывать записи, чтобы избежать ежедневных повторов и писать другими фразами.

Письмо способствует лучшему запоминанию слов и их значений, особенно, если оно совершается от руки. Стоит начать писать письма или хотя бы электронные сообщения. Пусть они будут длинными, обдуманными. Не стоит употреблять много смайликов вместо описания своих чувств и эмоций. Они обедняют словарь

Пересказ фильмов

Недаром в школе задают подготовить пересказ произведений. Это качественный метод обогащения лексикона. Он помогает лучше запомнить слова и их значения. Пересказывать можно не только прочитанные книги друзьям или родным, но и фильмы. При составлении грамотных рассказов о них, необходимо приложить усилия, чтобы они были интересные, увлекательные, захватывающие. Если слушатель попросит остановиться и не рассказывать конец фильма (книги), объяснив это тем, что хочет концовку увидеть сам, значит, упражнение удалось.

Таким образом, интересных способов, которые помогут обогатить словарный запас, много. Каждый по мере своих возможностей и интересов может подобрать себе подходящие упражнения. Они должны выполняться систематично и с удовольствием, иначе пользы от них не будет.

Как читать книги

Вполне очевидно, что для обогащения лексикона полезно много читать — только что и как именно надо читать? Для нашего поколения эталонной, скорее всего, будет речь середины ХХ века, которая, с одной стороны, по многим признакам близка к современной, а с другой, еще не успела вобрать в себя варваризмы и жаргонизмы, пришедшие в перестроечную эпоху

Взяв в руки художественное произведение, мы, как правило, быстро увлекаемся сюжетом, перестаем обращать внимание на лексику, и языковое богатство романа благополучно проходит у нас мимо всех радаров. Чтобы этого избежать, можно применить психологический трюк и читать мемуары, автобиографии или любые другие книги, написанные от первого лица. Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе

Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря

Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе. Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря.

Читать и заучивать наизусть стихи полезно вдвойне — усваивается не только лексика, но и синтаксис. Несмотря на то, что в русском языке порядок слов в предложении достаточно свободный, пользоваться этой свободой в полной мере мы не любим (что вполне рационально с точки зрения экономии мыслительных усилий). У каждого из нас есть облюбованные синтаксические конструкции, которые ограничивают наш лексический диапазон — соответственно, если мы мечтаем этот диапазон расширить, надо проявлять творческий подход к построению фраз. Например, если мы привыкли пользоваться безличными предложениями в духе «Мне хочется», синонимичный ряд окажется предсказуемо узким: «мне мечтается / мне охота / мне надо / мне нужно». Но стоит только выразить эту же мысль с помощью подлежащего и сказуемого, «Я хочу», как пространство для маневра расширится: «Я требую / я желаю / я настаиваю / я нуждаюсь» и так далее. Когда будете писать этюды, смело жонглируйте порядком слов, перекраивайте синтаксис, почаще вставляйте причастные и деепричастные обороты — это хороший стимул для активации пассивного вокабуляра.

Наконец, самое главное. Не относитесь отнестись к пополнению словарного запаса как к ответственной многоступенчатой задаче, для которой следует выделить время и собраться с духом. Это не художественная гимнастика и не нейрохирургия, где надо потратить много лет и усилий, чтобы достичь результата. Включение в речь новых слов — процесс чрезвычайно естественный, запускающийся в самом раннем возрасте, продолжающийся до конца жизни и, честно говоря, совсем несложный.

Иконки: 1) Berkay Sargın, 2) Thomas Le Bas, 3) Kelig Le Luron, 4) Iris Vidal.

«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», — всем знакома эта цитата из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Сатирики, а вместе с ними и читатели, вдоволь посмеялись над недалёкой и неразвитой, но чрезмерно самоуверенной и наглой Эллочкой, все интересы, мысли и эмоции которой легко укладывались в тридцать слов. Между тем, принимаясь за написание текстов, многие, сами того не замечая, превращаются в людоедку Эллочку. О чём бы они ни хотели написать, из-под пера выходит всё то же «Хо-хо!» и «Хамите, парниша!». В этом уроке мы с вами поговорим о том, как избавиться от проблемы людоедки Эллочки, расширить свой словарный запас. А в следующем уроке мы узнаем, как научиться пользоваться им правильно.

Сначала история, с которой всё началось

А потом будет и о том, как увеличить словарный запас разговорных слов и многое другое.

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я развил ее словарный запас и научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали «Э…» «Типа…», «Ну…», «Вобщем…», «Вы поняли…», «Короче…». Этими словами она оперировала  легко и непринужденно: «Слушайте прикол…», «Щас расскажу…».

А дальше — тупик. Запас слов закончился.

Достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут девочка меня сильно удивила.

Девочка запомнила все-все слова до середины рассказа. И выпалила их пулеметом. Один в один к тексту. То есть, память чудесная. Потом запнулась, забыла какое-то слово. И потянулась к листику подглядеть.

Я забираю листик: «Теперь — своими словами».

Она так и не смогла до конца рассказать самую простую притчу из этого сборника. Не было запаса слов? (Запас слов был, ведь она эти слова только что прочитала.)

Даю следующую притчу. Задание то же: пересказать своими словами. Но притча была побольше. «Оперативная память» девочки перегрузилась. Она не смогла рассказать простой рассказ и до середины. Замолчала. Так и смогла подобрать нужные слова, чтобы закончить свой рассказ.

И стало понятно, с чем придется работать в первую очередь. Не с жестами и не с паузами. А научить старшеклассницу говорить своими словами, а не запоминать слова из текста.

По сути — НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ.

Обогатить не столько словарный запас, сколько «разговорный словарный запас».

Кстати, надо отметить, девочка не глупая, в школе училась очень хорошо. 

Для эксперимента дал другое задание — написать притчу, которую она прочитала, но не смогла рассказать. Ученица справилась с заданием быстро, за несколько минут. Причем написала почти дословно. Значит — проблема с разговорной речью. (Не с речью проблема, и не словарным запасом, проблема — с РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ)

Мы начали работать. Через несколько уроков, после сотни притч… моя ученица с легкостью начала пересказывать любые притчи. И другие, даже сложные, тексты. Она начала легко философствовать на «свободные темы». Слова «Э…», «Типа…» исчезли из ее речи, потому что стали не нужны.

Прошло время. Девочка поступила в институт и прислала мне благодарственное письмо, что здесь она лучше всех выступает на семинарах.

А теперь перейдем к нашей теме

Меня зовут Болсунов Олег. Я тренер по ораторскому искусству, каждый день обучаю онлайн и офлайн взрослых и детей. И, согласитесь, словарный запас — одна из важный тем в ораторском искусстве.

О чем надо помнить

Надо помнить о нескольких психологических и психических моментах, которые позволят вам расширять свой словарный запас более эффективно.

Определите свою цель

Если нет цели, нет мотивации. Зачем вам большой словарный запас? Чего вы хотите достичь в жизни, используя этот словарный запас, каким вы хотите стать человеком?

Подумайте об этом. Может быть, «слова» нужны вам для того, чтобы свободно говорить перед аудиторией? Или для того, чтобы иметь возможность поддерживать любой разговор?

Или вы хотите построить политическую карьеру?

Без четкой цели вы помучаетесь с неделю и бросите. Потому что ваш мозг постоянно будет вас спрашивать: «Зачем тебе это надо? Пошли смотреть видео в ТикТок».

Чем больше думаете, тем лучше

Чем больше вы размышляете над словами, подбираете нужные слова, тем лучше. Если вы пишете статьи и вам кажется, что у вас вообще ничего не получается – поверьте, вы просто не видите своего прогресса.

Каждое усилие, которое вы прилагаете, чтобы расширить словарный запас, действительно его расширяет.

Слова надо постоянно использовать

Чтобы «помнить» иностранный язык, надо постоянно на нем говорить, читать на нем какие-то тексты, что-то писать. То же самое и со словами в русском. Если вы не будете регулярно их использовать, они будут уходить в пассив – в тот перечень слов, который вы понимаете, но почти никогда не используете.

Старайтесь почаще говорить на диктофон, писать сложные тексты и читать сложные книги. Тогда словарный запас не будет сужаться.

Слова должны быть связаны

Когда разгадываете кроссворды, подбираете синонимы или просто узнаете значения новых слов, старайтесь их связывать в голове. Самый лучший способ сделать это – создавать тексты.

Стремитесь включать новые слова в логически связанные высказывания и тексты, тогда «когнитивные» (мыслительные) связи между ними станут крепкими и вы не потеряете слово, не позволите ему уйти в пассивный лексикон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector